Страница 2 ) кредиторов;
) общественности;
) научных институтов и т.д.
Мотивы каждой из перечисленных сторон могут в значительной степени различаться. Так, руководство требует информацию в интересах обеспечения эффективного руководства предприятием, собственник - для контроля за деятельностью руководства, финансовые органы - для проверки соблюдения нормативно - правовой базы, кредиторы же хотят проверять платежеспособность предприятия в качестве гарантии соблюдения их требований и т.п.
Основным, доминирующим мотивом является защита собственных интересов каждой из сторон. Исходя из этого, важное место занимает анализ финансового состояния предприятия, его платежеспособность.
Этот анализ проводится не с точки зрения близости к эталонному значению, а с точки зрения отдаленности от критического состояния. Поэтому положительное предприятие имеет финансовые показатели, соответствующие нормативным минимальным значениям, определенным, исходя из критериев эффективности хозяйственной деятельности и организации финансов предприятия.
Выделяют три укрупненные группы пользователей бухгалтерской отчетности: пользователи, внешние по отношению к конкретному предприятию; сами предприятия (точнее их управленческий персонал); собственно бухгалтеры.
Бухгалтерская отчётность организаций, за исключением отчётности бюджетных организаций, состоит из: бухгалтерского баланса; отчёта о прибылях и убытках; приложений к ним, предусмотренных нормативными актами; аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчётности, если она в соответствии и Федеральным законом подлежит обязательному аудиту; пояснительной записки.
Все информационные ресурсы можно сгруппировать в пять крупных блоков:
) сведения регулятивно-правового характера,
) сведения нормативно справочного характера,
) данные системы бухгалтерского учета,
) статистические данные и
) несистемные данные.
Информация из первых двух блоков в известном смысле «обрамляет» аналитические процедуры; в трех других блоках накапливаются данные, непосредственно подвергаемые аналитической обработке.
Первый блок включает в себя законы, постановления, указы, т.е. документы, определяющие правовую основу деятельности предприятия. Информацию этого блока необходимо принимать в расчет потому, что представленные в нем документы носят обязательный для исполнения характер.
Во второй блок входят нормативные документы государственных органов (Министерства финансов РФ, Банка России, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг и др.), международных организаций и различных институтов, в том числе финансовых, содержащие требования, рекомендации и количественные нормативы в области финансов к участникам рынка. Не все документы этого блока являются обязательными для исполнения.
В частности, нормативы в отношении признания структуры баланса удовлетворительной носят скорее информационно-справочный характер, однако в аналитическом смысле эти нормативы играют достаточно важную роль при оценке финансового состояния возможного контрагента.
В третьем блоке обособлены данные системы бухгалтерского учета как единственного систематизированного информационного ресурса. Значимость отдельных элементов этого блока для анализа различна.
Например, первичные учетные документы (приходный кассовый ордер, товарно-транспортная накладная и др.), а также регистры бухгалтерского учета (различные таблицы, журналы ведомости, предусмотренные системой бухгалтерского учета для переноса в них сведений из первичных документов с целью их последующего обобщения) не входят в число общедоступных документов; более того, согласно ст. 10 Федерального закона «О бухгалтерском учете» содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной [1]. Поэтому перечисленные документы могут использоваться лишь во внутреннем анализе. На бухгалтерскую отчетность понятие коммерческой тайны не распространяется.
|