Страница 1
Одной из основных функций государства является обеспечение рыночного хозяйства достаточным количеством денежной наличности. Эту функцию государство реализует через Центральный (Национальный) банк, наделяя его монопольным правом эмиссии денег.
Как показал исторический опыт, централизация и общественный контроль служат обязательными предпосылками эффективного функционирования банковской системы. Децентрализация банковского дела из-за разнородности бумажных денег, плохого денежного регулирования и денежного предложения, не соответствующего нуждам экономики, неудобна и вносит беспорядок в функционирование как денежного, так и товарного рынков. Избыток денег может усложнить опасные инфляционные проблемы, а недостаток их может затормозить рост экономики.
Учитывая тот факт, что денежный рынок теснейшим образом связан с товарным рынком, государство должно вести денежную политику так, чтобы обеспечить регулирующую функцию денег в макроэкономическом равновесии, и не сделать экономику инфляционной. Для этого оно должно обеспечить равновесие между спросом на деньги и их предложением.
В мировой экономической практике используются следующие инструменты регулирования денежной массы в обращении:
а) операции на открытом рынке казначейских ценных бумаг.
В настоящее время это основной инструмент регулирования денежной массы в обращении. Путем покупки или продажи на открытом рынке казначейских ценных бумаг Центральный банк может осуществить либо вливание денежных резервов в кредитную систему государства, либо изъятие их оттуда.
Операции на открытом рынке проводятся Центральным банком обычно совместно с группой крупных банков и других финансовых учреждений.
б) Политика учетной ставки (дисконтная политика).
Учетная ставка - это процент, под который Центральный (Национальный) банк предоставляет кредиты коммерческим банкам. Причем Центральный банк предоставляет эти кредиты не всем желающим коммерческим банкам, а лишь тем, кто имеет прочное финансовое положение, но испытывает временные трудности.
Учетную ставку устанавливает Центральный банк. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы резервных фондов дешевыми и усиливает их стремление получить эти займы. В результате резервы коммерческих банков увеличиваются, вызывая увеличение количества денег в обращении. И наоборот, увеличение учетной ставки делает займы резервных фондов невыгодными. Более того, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные резервы, пытаются возвратить их, так как они становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к сокращению денежного предложения.
Среди инструментов монетарной политики политика учетных ставок занимает второе по значению место после политики Центрального банка на открытом рынке ценных бумаг (а в некоторых странах является главным инструментом управления предложением денег) и проводится обычно в сочетании с деятельностью Центрального банка на открытом рынке.
в) Изменение нормы обязательных резервов.
Обязательные резервы - это нормы хранения платежных средств на специальных резервных счетах в Центральных банках, устанавливаемые для коммерческих банков в законодательном порядке. Другими словами, обязательные резервы - это своеобразный неприкосновенный запас денежных средств, который коммерческие банки хранят в Центральном банке и не имеют права использовать для осуществления своих операций. Норма обязательных резервов - это устанавливаемое законом процентное отношение суммы обязательных резервов по отдельным статьям банковских пассивов к объему обязательств по соответствующим статьям.
|