Инфляция: сущность, типы, причины возникновения

Страница 2

. По темпам роста цен:

умеренную, ползучую,

галопирующую,

гиперинфляцию.

Умеренная инфляция постоянно сопровождает товарное хозяйство и к ней надо относиться как к нормальному явлению. Это обусловлено тем, что с развитием товарного производства увеличивается спрос на сырьевые ресурсы, предложение которых в связи с истощением природных запасов сокращается. При увеличении спроса и сокращении предложения на сырье, цены на них, а значит, и на готовую продукцию, будут постоянно расти. В мировой практике инфляция, при которой среднегодовые темпы роста цен составляют не более 10%, считается нормальной и получила название ползучей. Ползучая инфляция характеризует экономику таких стран, как США, Япония, Германия и др., где темп роста цен колеблется в последние годы от 2 до 4% в год.

Галопирующая инфляция отражает нестабильность экономической обстановки и выражается в скачкообразных темпах роста цен (от 10 до 200% в год).

Галопирующая инфляция имела место, например, в 80-е гг. в отдельных странах Латинской Америки, Южной Азии, в 1993-1995 гг. в России и в некоторых государствах СНГ.

Гиперинфляция характеризуется астрономическим ростом количества денег в обращении и соответственно товарных цен (тысячи процентов в год). Например, в России в январе 1918 г. в обращении находилось 27 млрд руб., а в декабре 1921 г. - уже 219 845 млрд руб. От такой эмиссии денег покупательная способность рубля упала более чем в 8 тыс. раз. Расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим. Если при стабильном денежном обращении покупатель идет на рынок с деньгами в кармане и возвращается с корзиной товара, то в условиях гиперинфляции он идет на рынок с корзиной денег, а возвращается с товаром в кармане.

. По соотносительности роста цен по различным группам товаров и услуг:

сбалансированную,

несбалансированную.

При сбалансированной инфляции цены различных товаров относительно друг друга остаются неизменными.

При несбалансированной - цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях.

. По ожидаемости и предсказуемости:

ожидаемую,

неожидаемую.

Под ожидаемой инфляцией понимается инфляция, которая предсказывается и прогнозируется заранее. Неожидаемая - наоборот.

Инфляция - это раковая опухоль хозяйственного организма. Если не лечить ее, она разъедает весь организм. Однако прежде чем бороться с инфляцией, надо знать причины, ее порождающие. Как подсказывает определение инфляции, их надо искать среди факторов, дезорганизующих равновесие товарного и денежного рынков. К таким факторам можно отнести:

а) провоцируемые государством:

дефицит бюджета и необходимость покрывать государственные расходы за счет эмиссии денег;

неправильная налоговая политика, при которой высокие налоги вынуждают производителя прибегать к ценовой накидке;

разбалансированность внешней торговли, когда разницу между импортом и экспортом приходится покрывать золотовалютными резервами;

и др.

б) Лежащие в сфере экономики:

обусловлены, как правило, ростом издержек производства.

в) Определяемые психологией потребителя:

инфляционные ожидания, когда покупатель постоянно ждет повышения цен и предъявляет ажиотажный спрос на товары;

воздействие рекламы; и др.

Следует иметь в виду, что инфляция - это явление не чисто экономическое, а социально-экономическое. Она поражает все сферы нашей жизни, больно бьет по психологии человека. Инфляция приводит к снижению реальных доходов населения, потере их сбережений, усиливает диспропорции в товарном хозяйстве, обостряя его противоречия (6, с. 212).

Инфляция в экономике и в жизни людей имеет позитивные и негативные последствия. Во-первых, по мнению некоторых экономистов, незначительный рост цен (3-4% в год), сопровождающийся соответствующим увеличением денежной массы, стимулирует производство, обеспечивая адекватный обмен товаров, услуг и денег.

Во-вторых, от роста, например, ползучей инфляции выигрывают те предприниматели, которые имеют современное оборудование и более совершенную организацию производства, ибо в основном они получают более высокие прибыли за счет повышения цен. При этом слабые предприятия могут разориться.

В-третьих, в социальном плане в лучшем положении оказываются те слои населения, у которых доходы будут превышать рост цен. Люди же с низкими доходами могут оказаться за чертой бедности.

Страницы: 1 2 3

Copyright © 2013 - www.Finabalance.ru - Все права защищены