Страница 1
При постановке системы финансового управления как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе необходимо видеть различия в целях построения каждого из бюджетов.
Бюджет доходов и расходов (БДР) определяет экономическую эффективность деятельности предприятия. Данный бюджет формирует основной финансовый результат деятельности предприятия, т.е. его прибыльность. Однако надо иметь в виду, что на значения статей БДР и его итоговый результат непосредственным образом влияют положения внутренней учетной политики в части момента признания и правил соотнесения доходов и расходов.
Внутренняя учетная политика состоит из ряда «соглашений» о значимости тех или иных хозяйственных операций для оценки реальной эффективности деятельности компании. Данная политика не всегда совпадает с одноименным обязательным бухгалтерским документом, создаваемым с целью представления информации в налоговые органы. Предприятие во внутренней учетной политике может само выбрать любые основания признания доходов и расходов, кажущееся ему разумным для отражения действительной картины его деятельности. Критерием правильности этих допущений является управленческая полезность. Одним из таких критериев является способность прогнозировать по результатам построения БДР будущие денежные потоки, которые отражаются в бюджете движения денежных средств.
Бюджет движения денежных средств (БДДС) носит более очевидный характер - он непосредственно планирует и фиксирует реальные потоки денежных средств. БДДС определяет «платежеспособность» предприятия как разницу поступлений и «выбытий» денежных средств за период.
И, наконец, последний из финансовых бюджетов - Бюджет по балансовому листу (ББЛ), который определяет экономический потенциал и финансовое состояние предприятия. ББЛ является результирующим бюджетом, при корректной модели финансового учета он формируется на основе БДР и БДДС.
Хотя результаты финансового планирования в краткосрочной и долгосрочной перспективе отражаются в одной и той же системе отчетов, необходимо иметь в виду, что каждая из этих подсистем (контуров) финансового управления может иметь свои методы планирования и структуризации отчетности.
То есть, финансовое планирование может осуществляться по одной из следующих схем:
БДР - ББЛ - БДДС (косвенным методом),
БДР - БДДС (прямым методом) - ББЛ.
Поэтому при составлении БДР важен выбор способа группировки затрат, исходя из которого бюджет можно строить в двух возможных форматах - по функциональному и по ресурсному принципу.
Это соответствует одному из возможных видов отчета о прибылях и убытках, предлагаемых стандартами ЕС, которые различаются между собой именно различной трактовкой затрат - по функциям (или по процессам), по факторам производства (или по существу).
Рис.Ф1-2. Структура БДР в кратко- и долгосрочной перспективе.
Первому варианту соответствует традиционное построение БДР по функциональному принципу (состав поддерживаемых функций определяется организационно-функциональной моделью предприятия).
Второму варианту - построение БДР по ресурсному принципу, где отражается общее плановое или фактическое потребление (использование) ресурсов пропорционально объему реализованной за период продукции. Очевидно, что прибыль, подсчитанная этими способами, одинакова - отличается лишь способ группировки затрат.
Выбор разных вариантов построения БДР определяется тем, что для финансового планирования в краткосрочной и долгосрочной перспективе используются разные техники.
Бюджетирование (в узкой трактовке этого термина) представляет собой метод краткосрочного проектирования будущих значений финансовых отчетов, основанный на том, что каждая их статья получает своего «хозяина».
В краткосрочном периоде ответственность за статьи затрат в БДР возлагается на центры финансовой ответственности - ЦФО. Подразделения, объединенные в ЦФО, ответственные за группу функций, берут на себя ответственность за доходы и затраты, связанные с выполнением этих функций. Определив структуру статей расходов, т.е. принципы группировки, состав и степень их детализации, закрепив ответственность за них, компания в дальнейшем может четко определить, за счет каких конкретных статей складывается общая величина доходов и расходов, за счет чего происходят отклонения и кто за них отвечает.
В краткосрочной перспективе в качестве основного метода планирования, как правило, должен использоваться метод «нулевого баланса» - бюджет составляется не на основе затрат - результатов прошлого периода, а на базе известных событий и запланированных мероприятий
|