Страница 1
Политика управления дебиторской и кредиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.
Грамотное управление денежными средствами, ведущее к росту платежеспособности предприятия, получению дополнительного дохода - важнейшая задача финансовой работы.
Дебиторская и кредиторская задолженность - неизбежное следствие существующей в настоящее время системы денежных расчетов между организациями, при которой всегда имеется разрыв времени платежа с моментом перехода права собственности на товар, между предъявлением платежных документов к оплате и временем их фактической оплаты.
Анализ дебиторской и кредиторской задолженности включает комплекс взаимосвязанных вопросов, относящихся к оценке финансового положения предприятия.
Таким образом, состояние дебиторской и кредиторской задолженности, их размеры и качество оказывают сильное влияние на финансовое состояние организации.
Увеличение доли кредиторской задолженности в краткосрочных пассивах говорит о снижении источников формирования оборотных активов, а также о снижении текущей ликвидности предприятия. Известно, что текущая ликвидность есть отношение всех оборотных средств (кроме расходов будущих периодов) к сумме срочных обязательств (кредиторская задолженность плюс краткосрочные кредиты). Дальнейшее увеличение доли кредиторской задолженности будет уменьшать текущую ликвидность предприятия.
Необходимо отметить, что кредитная политика очень важна для управления, и на каждом предприятии она должна формироваться индивидуально, в процессе выбора между возможностью увеличения рентабельности, которой способствует кредит, и увеличения риска, который при этом возникает. Важно стремиться к выработке такой кредитной политики, которая учитывала бы также и позиции конкурентов, чтобы не потерять соответствующую долю рынка.
Для улучшения финансового положения организации необходимо:
следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности. Значительное превышение дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости организации и делает необходимым привлечение дополнительных источников финансирования;
контролировать состояние расчетов по просроченным задолженностям;
по возможности ориентироваться на увеличение количества заказчиков с целью уменьшения риска неуплаты монопольным заказчикам;
оценивать состав дебиторской задолженности предприятия по отдельным ее "возрастным" группам, т.е. так называемый реестр старения дебиторской задолженности;
предоставлять скидки при досрочной оплате;
ускорить платежи путем совершенствования расчетов с покупателями и заказчиками. Использование возможности оплаты дебиторской задолженности векселями, ценными бумагами. Ожидание оплаты "живыми деньгами" может обойтись гораздо дороже.
формирование условий обеспечения взыскания дебиторской задолженности;
проводить анализ финансового состояния сомнительных в платежном отношении покупателей;
использование механизма взаимозачетов, чтобы снизить объемы как кредиторской, так и дебиторской задолженности;
предусматривать в договорах с покупателями и заказчиками изменение цен на продукции в зависимости от срока оплаты;
своевременно оформлять расчетные документы.
С целью максимизации притока денежных средств предприятию следует разрабатывать широкое разнообразие моделей договоров с гибкими условиями формы оплаты и гибким ценообразованием. Возможны различные варианты: от предоплаты или частичной предоплаты до передачи на реализацию и банковской гарантии.
Система скидок способствует защите предприятия от инфляционных убытков и относительно дешевому пополнению оборотного капитала в денежной или натуральной форме. Для того чтобы определить, следует ли покупателю предоставлять скидку за авансовые выплаты остатков на счетах, финансовому менеджеру следует сравнить доход от денежных средств, получаемых в результате ускоренных платежей, с суммой скидки.
Увеличение дебиторской задолженности инициирует дополнительные издержки предприятия на: увеличение объема работы с дебиторами (связь, командировки и пр); увеличение периода оборота дебиторской задолженности (увеличение периода инкассации); увеличение потерь от безнадежной дебиторской задолженности.
Для эффективного управления дебиторской задолженностью необходимо анализировать поведение дебитора по отношению к долгу. Так, например, выделяют три группы поведения дебиторов:
|