Страница 1
Целевое управление является центральным звеном процесса управления эффективностью деятельности, так как именно оно позволяет направить деятельность компании на достижение глобальных целей и управлять развитием организации.
Цели определяют направление развития компании и обычно декомпозируются сверху вниз - от общекорпоративных ориентиров до конкретных нормативов и действий [12, с.45]. В свою очередь, в показателях выражаются результаты действий, предпринятых для достижения поставленных целей, и они агрегируются снизу вверх. Топ-менеджеры, расположенные на самом верху управленческой пирамиды, определяют стратегию организации и задачи, которые надо выполнить, чтобы реализовать существующую стратегию. Поставленные ими задачи распределяются между нижестоящими сотрудниками организации. С другой стороны, сотрудники выполняют действия, необходимые для решения поставленных задач и сообщают вышестоящим менеджерам о фактических результатах посредством показателей деятельности (рис.1).
Рис.1. Движение информации о целях и степени их достижения
После того, как цели поставлены и декомпозированы на нижестоящие уровни управления, возникает задача обеспечения обратной связи. Для этого в компании должна существовать система сбора и обобщения информации, характеризующей степень достижения целей. Речь идет о показателях деятельности - специальных измерителях, которые позволяют сопоставить достигнутый уровень с тем уровнем, который считается целевым. Этот процесс, как и процесс целеполагания, тоже носит многоуровневый характер, и отражает иерархию корпоративного управления. Но если система целей формируется по принципу "от общего к частному", т.е. сверху вниз, то сбор и обобщение показателей эффективности происходит снизу вверх - от частных показателей, формируемых в низовых звеньях, к агрегированным показателям вышестоящих уровней управления.
Одним из важнейших элементов системы управления являются показатели деятельности. Их назначение - перевод целей из словесной в численную форму, что необходимо для последующего управления процессом достижения той или иной цели.
Для того, чтобы показатели успешно выполняли свои функции, они должны удовлетворять определенным требованиям, а именно:
- показатели должны характеризовать стратегические цели, ключевые факторы успеха и конкретные действия;
- показатели должны быть измеримы и чувствительны к изменению состояния характеризуемых целей, факторов, действий;
- показатель должен быть ясно определен: менеджеры и рядовые сотрудники должны однозначно понимать, что он измеряет и как он вычисляется;
данные, используемые для вычисления показателя должны быть достоверными;
финансовый результат показатель прибыль
- значение показателя должно отслеживаться на регулярной основе - частота его измерения должна быть сопоставима с частотой изменений объекта, который он измеряет, и не должна ухудшать точность измерения.
Считается, что показатели "работают", т.е. выполняют обозначенные выше функции, лишь тогда, когда имеется конкретно поставленное задание достичь определенных (количественно выраженных) характеристик к определенному моменту времени [17, c.24]. Это не что иное, как целевые значения (targets) - представляющие собой желаемые численные значения показателей деятельности, а также сроки, к которым эти значения должны быть достигнуты.
Для мониторинга достижений поставленных целей используются показатели особого рода, характеризующие соотношение целевых значений и фактических результатов - показатели результативности.
Среди показателей можно выделить предупреждающие индикаторы и исторические показатели. Предупреждающие индикаторы характеризуют состояние и результаты деятельности организации, в значительно степени определяющие ее будущее, они позволяют руководству предпринимать упреждающие меры по устранению проблем или развитию успеха. В разряд исторических попадают, в основном, показатели финансовой отчетности. Эти показатели необходимы для проверки правильности действий, предпринятых в прошлом, но с точки зрения новых управленческих решений их применимость ограничена. Это означает, что исторические и предупреждающие индикаторы должны использоваться совместно, уравновешивая друг друга [17, c.95].
Результативность деятельности организации можно охарактеризовать следующими показателями:
экономический эффект;
показатели рентабельности;
период окупаемости капитала;
точка безубыточности ведения хозяйства.
а) Экономический эффект - это абсолютный показатель (прибыль, доход от реализации и т.п.), характеризующий результат деятельности организации:
|