Страница 1
В мировой практике широко распространены способы дифференциации подходов к проведению налогового контроля применительно к различным категориям налогоплательщиков. Это позволяет не только повысить эффективность налогового контроля и сократить издержки на его проведение, но и оптимизировать порядок взаимодействия между налогоплательщиком и контролирующим органом. Задача повышения эффективности налогового администрирования крупных налогоплательщиков достаточно часто решается не только за счет разработки для них особых процедур налогового учёта и контроля, но и посредством выделения или создания соответствующих специализированных структур в системе национальной налоговой администрации. Опыт многих стран показывает, что создание таких подразделений дало положительные результаты с точки зрения улучшения соблюдения налогового законодательства крупными налогоплательщиками и повышения результативности работы налоговой службы.
Тем не менее, существуют определенные проблемы, связанные с обеспечением учета и налогового контроля налогоплательщиков, отнесенных к категории крупнейших:
. Отсутствие четких и логичных критериев отнесения налогоплательщика к категории крупнейших. Нередко решение об отнесении налогоплательщика к этой категории происходит на основе анализа показателей отчетности и размера налоговых выплат по итогам года, что приводит к появлению налогоплательщиков с «плавающим статусом».
. Правила постановки на учет крупнейших налогоплательщиков (или особенности такой постановки) определяются подзаконным актом.
. Недостаточная неэффективность деятельности специализированных подразделений налоговой администрации, обеспечивающих постановку на учет и налоговый контроль деятельности крупнейших налогоплательщиков.
. Отсутствие в национальной налоговой политике четких стимулов, поощряющих переход налогоплательщиков в группу крупнейших.
В настоящее время данной группой налогоплательщиков совершаются различные нарушения, выявляемые налоговыми органами в ходе проверок:
уход от налогов с помощью зарубежных компаний (офшоров);
неправдоподобные сроки производства товаров, подпадающих под льготную ставку НДС, с целью возмещения налога из бюджета;
использование «хранителя активов», т.е. выделение отдельного юридического лица, в котором аккумулируется основная часть имущества (активов) холдинга. Компании, входящие в холдинг, ведут деятельность с использованием арендованных у хранителя активов объектов основных средств;
сделки через посредников, особенно - аффилированных («дробление бизнеса»). Стандартная схема дробления бизнеса следующая - организация переводит часть доходов, имущества и персонала в явно или скрыто аффилированную компанию, которая применяет упрощенную систему налогообложения или иные спецрежимы.
неправильное заполнение документов, предоставляемых предприятиями по запросу налоговых органов.
использование вексельной схемы с участием сомнительных фирм;
использование договора переработки давальческого сырья (толлинга). В соответствии с договором все материалы и изготовленная из них готовая продукция принадлежат заказчику. Готовая продукция после переработки должна поступать заказчику, однако зачастую идет ее реализация третьим лицам. Таким образом, проверка должна быть направлена на изучение договора толлинга на предмет подлинности, а также приложений к нему, в которых в каждом месяце указывается наименование и количество производимой продукции, а также нормы списания материалов и сырья заказчика;
|