Страница 4 Выделяют следующие этапы процесса фин-вого планирования: а) анализ фин-вого положения компании; б) составление прогнозных смет и бюджетов; в) определение общей потребности компании в фин-вых ресурсах; г) прогнозирование структуры источников финансирования; д) создание и поддержание действенной системы контроля и упр-ения; е) разработка процедуры внесения изменений в систему планов.
С позиции практики рекомендуется готовить несколько вариантов фин-вого плана: пессимистический, наиболее вероятный и оптимистический.
В наиболее общем виде, фин-вый план представляет собой документ, содержащий следующие разделы: 1. Инвестиционная политика 2. Упр-ение оборотным кап-лом
Упр-ение ден-ными ср-вами и их эквивалентами, финансирование производственных запасов, политика в отношениях с контрагентами и упр-ение дебиторской задолженностью. 3. Дивидендная политика и структура источников 4. Фин-вые прогнозы. Характеристика фин-вых условий Расх-ды фирмы Прогнозная фин-вая отчетность
Бюджет ден-ных ср-в.Общая потребность в кап-ле Потребность во внешнем финансировании 5. Учетная политика 6. Система упр-енческого контроля.
. Виды финансовых планов и методы прогнозирования
Виды.
. Перспективное планирование - используется для определения важнейших показателей, пропорций и темпов расширенного воспроизводства, является главной формой реализации целей предприятия. Охватывает период времени от 1 года до 3 лет.
. Текущее планирование - рассматривается как составная часть перспективного плана и представляет собой конкретизацию его показателей. Составляется на 1 год.
. Оперативное планирование - необходимо для контроля за поступлением фактической выручки на расчетный счет и расходованием наличных финансовых ресурсов.
Прогнозирование финансового состояния предприятия - это приведение объема и размещение финансовых ресурсов предприятия на определенный срок наперед путем изучения динамики его развития.
Сроки приведения при прогнозировании финансового состояния предприятия подразделяются на:
• краткосрочные (в пределах 1 года);
• среднесрочные (на 1-2 года);
• долгосрочные (более 2 лет).
Объектом прогнозирования является объем финансовых ресурсов, которые поступят в распоряжение предприятия за период, относительно которого составляется прогноз.
Финансовые ресурсы состоят из:
• прибыли, остающейся у предприятия после уплаты всех налогов и обязательных платежей;
• амортизационных отчислений, которые возмещаются за счет цены на продукцию.
Сумму чистой прибыли и амортизации в составе выручки от реализации называют чистой выручкой; именно от ее величины зависят возможности предприятия увеличить свои денежные средства, т.к. остальные части выручки пойдут на различные платежи соответственно своим назначениям.
Зная объем собственных финансовых ресурсов, которые поступят в будущем периоде, можно сделать прогноз их размещения в активы предприятия в расчете на сохранение уже достигнутого уровня ликвидности и платежеспособности (если они удовлетворительны) или на улучшение характеризующих их показателей.
Инструментами финансового прогнозирования являются прогнозные балансы доходов и расходов и прогнозные сальдовые бухгалтерские балансы, где учитываются все поступления финансовых ресурсов в распоряжение предприятия.
Балансирующими статьями таких прогнозных расчетов могут быть:
• выпуск облигаций или других ценных бумаг;
• привлечение банковских кредитов;
• дополнительная эмиссия акций;
• резервы мобилизации финансовых ресурсов, вложенных в нерациональные затраты (реализация лишнего для предприятия оборудования, привлечение в производство сверхнормативных запасов сырья и материалов, удержание дебиторской задолженности и т. д.).
Привлечение дополнительных финансовых ресурсов через эти каналы на предприятие проводится заблаговременно, поэтому прогнозирование финансового состояния предприятия является необходимым элементом финансовой работы.
При составлении финансового прогноза рассматриваются следующие данные:
• бюджет продаж;
• бюджет производства;
• бюджеты использования материалов;
• бюджет прямых затрат на оплату труда;
• бюджет себестоимости произведенной продукции;
• бюджет себестоимости реализованной продукции;
• прогнозный отчет о прибыли;
• бюджет денежных средств
методы
. Нормативный метод - на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и их источниках.
|