Страница 2 . Основные направления финансового оздоровления
Восстановление или модернизация систем водоснабжения, - дорогое мероприятие, общая стоимость которого в программе "Вода 21 век" оценивалась в 650 млрд.рублей, или 65 млрд. рублей ежегодно. Выделение таких сумм из федерального бюджета нецелесообразно в силу принятого распределения обязанностей между федеральным и региональными центрами и трудоемкостью контроля за расходованием средств из федерального центра.
Традиционными для Российской Федерации источниками финансирования систем коммунального хозяйства являются:
федеральный бюджет;
бюджет субъекта федерации (областной, местный бюджет);обственные средства предприятий эксплуатационных организаций и владельцев сооружений, в том числе негосударственных организаций.
По сложившейся российской практике чаще всего средства привлекаются на безвозмездной основе в форме субсидий из федерального или регионального бюджетов.
В настоящее время объемы финансирования из данных источников покрывают не более 20% от реальных потребностей.
В большинстве стран с рыночной экономикой основные расходы на строительство, эксплуатацию и развитие систем водоснабжения несут потребители услуг, оплачивая их по оправданным тарифам.
Для реализации Программы в принципе могут быть выделены четыре источника финансирования: потребители, частные финансовые институты, международные финансовые институты и бюджет.
В программе проведен сравнительный анализ и разработаны основные варианты финансирования работ по модернизации систем водоснабжения.
Стратегически основным источником финансирования являются платежи населения при условии, что в регионе введены реальные тарифы, включающие инвестиционную составляющую. По расчетам для Москвы, тарифы должны возрасти в несколько раз, поэтому в программе проведен анализ перспектив внедрения дифференцированных тарифов для различных групп населения, подобно тому, как это было сделано в России конца 19 века.
Другим направлением финансового оздоровления является использование заемных средств. В программе анализируются условия и целесообразность прямого кредитования для различных типов городов России, а также способы косвенного кредитования, например, по системе ВООТ.
В Москве для решения экологических задач хорошо зарекомендовал себя Целевой бюджетный территориальный экологический фонд, составленный из отчислений от предприятий и бюджетных средств.
Проводится также анализ таких методов привлечения инвесторов, как налоговые льготы, льготы по арендной плате на землю, иные объекты недвижимости.
Наконец, в программе рассмотрены финансовые аспекты акционирования Водоканалов, передача их в аренду, сдача в концессию и т.д.
Наиболее эффективным вариантом финансирования различных проектов является привлечение банковских долгосрочных кредитов, а также средств частных компаний и вкладчиков.
Основным преимуществом кредитного финансирования являются:
возможность быстрого получения средств и выполнения работ с достижением конечного результата,
возмещение затрат начинается после того, как результат (улучшение качества питьевой воды, новые подключения к сети) достигнут,
распределение затрат на длительный период времени (12-20 лет),
распределение возмещения затрат между сегодняшним и будущими потребителями.
Привлечение инвестиций является прерогативой владельцев сооружений. Именно они должны определить потребности, возможности и приемлемые формы инвестирования и несут ответственность перед кредиторами.
Финансирование из частных источников возможно только в условиях получения гарантированной прибыли от вложения капитала. Возможны различные способы и формы стимулирования средств от частных инвесторов, например, освобождение от ряда налогов на заданный период времени. Наряду с прямыми кредитами возвратное финансирование может осуществляться и за счет использования механизмов долгосрочного лизинга или аренды.
|